Вариатор (CVT) – плюсы и минусы
Вариатор помогает сэкономить топливо и повысить комфорт
вождения. Кроме того, он проще и дешевле в производстве, чем обычные
автоматические коробки передач. Однако бесступенчатые автоматические коробки
передач так и не смогли завоевать рынок. Не каждого устраивает особенность
работы вариатора, и — что еще хуже – иногда они ломаются.
CVT – это сокращение от английского Continuously Variable
Transmission, что означает бесступенчатая коробка передач. Вариатор — во многих
отношениях трансмиссия необычная. Главной особенностью такой коробки является
то, что вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию. Чтобы было
понятно, МКПП, роботы и АКПП имеют фиксированные передачи (скорости) с разным
передаточным отношением, которых может быть 4, 5, 6 и т.д. Вместо классических
зубчатых колес здесь используется стальной ремень или цепь, которая движется
между двумя парами конических колес, образующих шкив. В свою очередь, вариатор
CVT таких передач (ступеней) не имеет, благодаря чему данная трансмиссия
бесступенчатая. Фактически, самый
простой по конструкции вариатор имеет два вала со шкивами, которые соединены
между собой ременной передачей. Ремень вариатора (цепь вариатора) состоит из клиновидных
стальных звеньев, которые закреплены на прочной металлической основе в виде
жгута.
Колеса установлены парой на входных и выходных валах. Каждая
коническая пара может сближаться друг с другом или расходиться, благодаря чему
бесступенчато меняется радиус шкива, и достигается плавное изменение
передаточного отношения. При этом крутящий момент непрерывно передается от
двигателя к колесам.
При движении с постоянной скоростью мотор работает на
необычно низких оборотах, что и способствует снижению расхода топлива и
повышению уровня комфорта. Пользователи автомобилей с CVT подчеркивают
исключительную плавность движения – без толчков и рывков при старте. Вариаторы,
как правило, меньше и легче классических автоматов. Поэтому они часто
применяются в небольших городских автомобилях, особенно японских марок.
Но если все так хорошо, то почему доля автомобилей с CVT так
мала? Выделить главную причину довольно сложно. Но многих водителей не
устраивает специфическая работа коробок этого типа. Добавляешь газ, и
двигатель, громко завывая, выходит на высокие обороты без заметного ускорения.
Тихо становится лишь при движении с постоянной скоростью. Автолюбителей,
любящих посильней вдавить педаль газа в пол, подобное поведение легкового
автомобиля раздражает. Впрочем, так ведут себя, главным образом, бесступенчатые
коробки передач из 80-х и 90-х годов.
Примерно 10 лет назад на рынке стали появляться CVT с так
называемыми виртуальными передачами. В таком случае каждой из передач назначено
определенное взаимное положение конических колес. Выбрать необходимую передачу
можно, например, с помощью подрулевых лопаток (весел).
Данное решение используется с 2005 года в автомобилях Audi,
оснащенных бесступенчатой трансмиссией Multitronic. В обычном режиме коробка
ведет себя, как классический вариатор, т.е. поддерживает высокие обороты при
разгоне. А работу «автомата» CVT имитирует только после перехода в спортивный
режим.
Конструктивные особенности.
Вариаторы, условно, можно разделить на две группы: со
стальным ремнем и цепью. В бесступенчатых трансмиссиях присутствует и гидротрансформатор.
Он нужен, прежде всего, для старта с места. Примечательно, но Multitronic
обходится без него. В этих коробках используется пакет сцеплений и двухмассовый
маховик.
Вариатор имеет ряд серьезных ограничений, которые инженеры
пока так и не смогли обойти. Например, по конструктивным причинам, ни цепь, ни,
тем более, стальной ремень не в состоянии передать высокий крутящий момент.
Из-за этого область применения CVT в настоящее время ограничена максимальным
крутящим моментом двигателя на уровне 350-400 Нм. Впрочем, этот порог
перекрывает показатели многих современных двигателей. Тем не менее, в Audi уже
начинают отказываться от использования бесступенчатых коробок «Multitronic».
В тоже время, другие производители упорно работают над
усовершенствованием конструкции вариатора. Так Subaru демонстрирует все новые
модели, оснащенные бензиновыми двигателями с турбонаддувом, полным приводом и
бесступенчатой коробкой CVT (например, Lineartronic для Levorg).
Надежность
О проблемах Audi с
коробками Multitronic производства Luk слышал, наверное, каждый, кто хоть
немного интересуется автомобилями. В CVT старого типа (1999-2006 гг.) постоянно
сбоит управляющая электроника, выходит из строя механическая часть и
преждевременно изнашивается цепь. Примечательно, что цепь использовали как раз
для того, чтобы передать более высокий крутящий момент, но инженеры
просчитались с ее прочностью. Со временем Немцы существенно доработали свои
коробки, но проблемы все еще встречаются. Не вызывают доверия и другие немецкие
вариаторы, например, ZF VT1-27T, применявшиеся в Mini R50/R53, и Mercedes 722.8
для моделей A/B-класса.
Гораздо меньше хлопот доставляют японские конструкции. Хотя,
вариатор Jatco, используемый в различных моделях Nissan (например, Qashqai),
тоже относится к группе риска. Общая проблема коробок CVT – это ограниченная
доступность запасных частей и нежелание некоторых механиков связываться с
вариаторами. Бесспорный лидер по части надежности – вариаторы Toyota (Lexus).
Бесступенчатая автоматическая коробка, несмотря на
сравнительно простую конструкцию, довольно сложная и дорогая в эксплуатации. В
дополнение к неисправностям электроники и ремней/цепей встречается и
преждевременный износ маховика. Стоит отметить, что двухмассовый маховик
используется лишь в некоторых автомобилях с CVT (Ауди).
Главное
Самое главное, не забывать о регулярной замене масла. К
сожалению, не все производители ее рекомендуют. Если в сервисе Вам скажут, что
менять масло в вариаторе не надо, то просто поищите другую мастерскую.
Итоги
С учетом всех перечисленных выше преимуществ и недостатков
CVT становится понятно, что выбор бесступенчатой трансмиссии должен быть
осознанным и обоснованным решением.
Прежде всего, потенциальному владельцу нужно учитывать,
какой авто приобретается (новый или б/у), на какой срок, какой стиль вождения
практикуется, а также готов ли водитель тратиться на регулярное обслуживание
такого «автомата».
Если речь идет о приобретении новой машины на вариаторе,
которую планируется продать сразу после окончания гарантии, тогда особых
проблем в гарантийный период возникать не должно. Главным минусом можно считать
только заметную потерю от начальной стоимости при продаже.
В случае с подержанными авто или же из расчета на длительную
эксплуатацию ситуация несколько меняется, так как относительно небольшой ресурс
и низкая ремонтопригодность в сочетании с дороговизной ремонта может оказаться
очень серьезным недостатком.
В любом случае, если рассматривать вариаторную трансмиссию, данную коробку все же можно рекомендовать к приобретению, так как ни один другой тип автоматических КПП (даже современные преселективные DSG) не способен обеспечить такую ровную тягу и комфорт при езде, как вариатор CVT. Агрегат хорошо подойдет спокойным водителям для размеренной езды как в черте города, так и по трассе.
+7-777-522-61-26
+7-701-522-61-26
+7-7172-54-56-49
Эвакуатор
+7-702-788-04-42
Проспект Богенбай Батыра 85 Понедельник-пятница 09:00 — 19:00